Семинар С.В. Дёмина по самопознанию Казачий Спас. Казачья Харля. Глас и голос. От звука к Свету

Технологии

Компьютерное игровое биоуправление

Специалист: д. психол. н., физиолог Куликова Наталья Геннадьевна.


Игровое биоуправление – современная технология восстановительной медицины с широким спектром возможностей оздоровления. Тренинг здоровья осуществляется в формате компьютерных игр, которые управляются не логикой, а биологическими параметрами человека, то есть по принципу БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.


Игровое биоуправление – комплексная технология, использующая многие техники:

  • прогрессивную мышечную релаксацию,
  • аутогенную тренировку,
  • самовнушение,
  • визуализацию,
  • музыкотерапию,
  • разъясняющую рациональную терапию и др.
Компоненты технологии:
регистрация
удобно размещается в ладони и регистрирует частоту сердечных сокращений методом фотоплезмограммы с ногтевой фаланги пальца
визуализация
информация о физиологическом параметре подается на монитор в двух видах: в виде игрового соревновательного сюжета и в виде графика
самокоррекция
выиграть соревнование можно, если человек научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса

Регистрируемый физиологический параметр, передаётся на монитор, и человек, наблюдая в динамике свою физиологическую функцию, обучается изменять её в нужном направлении, используя навыки саморегуляции. Для того чтобы победить в соревновании, играющий должен снизить частоту сердечных сокращений (ЧСС): чем меньше ЧСС, тем быстрее, лучше движется управляемый объект. На экране компьютера моделируется стрессовая ситуация, погружаясь в которую, тренирующийся проявляет свой стереотипный способ поведения в условиях стрессовой нагрузки. Добиться положительного развития сюжета он может, только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции: высокой степенью контроля выполняемых действий, физическим расслаблением, дыханием, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.

Области применения:
  • профилактика хронического стресса
  • предупреждения и лечения психосоматических расстройств
  • коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • общего оздоровления часто болеющих детей и взрослых
  • психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
  • выработка у человека устойчивости к неблагоприятным факторам среды

Так, сюжетом игры «Ралли» являются шоссейные гонки. Человек наблюдает за развитием сюжета, находясь «за рулём автомобиля». Время прохождения каждого круга и ЧСС выводятся на экран. Цель обучающегося – выиграть 5 кругов подряд. Внезапно на дороге появляются камни, которые необходимо объезжать при помощи своевременного нажатия клавиши «пробел», что позволяет фиксировать время реакции на препятствия. Только при высокой степени концентрации внимания и обучении навыкам саморегуляции человек сможет объехать появляющиеся препятствия на дороге, и тем более, сохранить свой собственный эффективный результат или улучшить его (уменьшить время реакции и количество пропущенных препятствий) в двух-трёх последующих попытках.

В игровом сюжете «Вира» на экране компьютера представлена имитация соревнований по подводному погружению за сокровищами. Человек управляет одним из соревнующихся спортсменов. Его задача – обогнать соперника, скорость которого – это его собственная скорость, достигнутая в предыдущей попытке. Чтобы обогнать соперника и победить в игре, обучающемуся нужно научиться расслабляться и замедлять сердечный ритм в течение нескольких (пяти–шести) погружений. Поскольку в течение сессии человек сразу видит результат своей деятельности, у него появляется стимул к тому, чтобы выполнить задание лучше, так как в этом случае он получает поощрение в виде баллов, призов или салюта в честь победителя.

Программно-аппаратный комплекс успешно прошёл апробацию на базе образовательных учреждений г. Новосибирска: школа №163, гимназия №16 (Французская), Психологический факультет НГУ, а также на психологическом факультете ТГУ, на кафедре психофизиологии МГУ, ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздравсоцразвития и др. и включён в рекомендуемый ФИРО комплект оборудования для поставки в образовательные учреждениях всех типов, центры здоровья, центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
ИГРОВОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ АКТИВИЗИРУЕТ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СПОСОБСТВУЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ОПТИМАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВСЕХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА!